Документы

Концепция развития историко – краеведческого музея

на 2023 – 2025 гг.

Школьный историко – краеведческий музей является одной из форм дополнительного
образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельную деятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность.
Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса.
Музейное пространство создается для реализации музейно – образовательных и культурно – творческих программ, экскурсионно – выставочной работы, апробирования музейно –  педагогических технологий.
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную
возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
 
1. Цели и задачи школьного музея
Школьный историко – краеведческий музей призван способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, бережного отношения к истории, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
2. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
·          привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения исторической памяти народа;
·          познакомить учащихся с историей родного края и понимания особенностей его исторического и духовного развития;
·          содействовать в организации и проведении учебно – воспитательного процесса;
·          использовать культурных и исторических ценностей для всестороннего развития учащихся;
·          развивать познавательную активность учащихся через участие в поисковой, исследовательской работе;
·          воспитать у учащихся патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре своего народа;
·          воспитать чувство гражданского долга;
·          сформировать представление об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
·          воспитать бережное отношение к музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
·          сформировать уважительное отношение к памятникам прошлого.
3. Совершенствование деятельности историко – краеведческого музея
По своему профилю школьный музей МБОУ СОШ №8 является историко – краеведческим музеем. Он осуществляет связь времен, дает нам уникальную возможность прочувствовать события прошлого. Музей обладает
огромным образовательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей обороны и защиты нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Большое значение играет апробирование на школьном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.
Учащиеся учатся азам исследовательской деятельности: выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно – справочного аппарата, формулирования гипотез, предложением
идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
Формируется коммуникативная компетентность учащихся в ходе защиты своих проектов на различных городских, областных, всероссийских конкурсах, формируются умения публично выступать, выражать собственную точку зрения по проблеме, работать с информационными технологиями. Как результат у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.
Для создания единого образовательного пространства школы
предусматривается использование музея в урочной деятельности. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют урок, наполняют его конкретным содержанием.
4. Функции музея
Основными функциями музея являются:
·          документирование истории, культуры и природы родного края путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
·          осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и социализации учащихся;
·          развитие детского самоуправления.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея
Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники)  и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы,
диаграммы, макеты, фотокопии, стенды). Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного историко – краеведческого музея, подлежат включению в состав музейного фонда, учитываются в инвентарной книге.
6. Механизм реализации программы развития музея
Деятельность музея основывается на принципах:
·          принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
·          принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы;
·          принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.
7. Оценка эффективности реализации программы развития музея
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
·          обеспечение духовно – д нравственного воспитания молодежи;
·          возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
·          сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;
·          оптимизация работы по военно – патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
 

Положение о школьном историко-краеведческом музее  МБОУ  СОШ№8 города Бердска Новосибирской области

1. Общие положения

 
1.1.           Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде исторических и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.
1.2.           Используются различные по методике типы занятий: лекции, практические занятия, семинары, изучается опыт работы государственной и лучших школьных музеев.
1.3.           Музей позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающее в себя направление литературного краеведения.
1.4.           Положение составлено  в соответствии с письмом департамента образования, а также методических рекомендаций по организации и деятельности школьных музеев

2. Цели и задачи

 
2.1. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.
2.2. Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.
      2.3. Музей способствует:
  • формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности,
  • расширению кругозора, познавательных интересов и способностей,
  • овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы,            совершенствованию учебно – воспитательного процесса.    

3. Организация музея

 
    3.1. Приказ об открытии школьного музея и назначении руководителя издается директором школы. 
    3.2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.
    3.3. Содержание и формы работы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:
·         пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими учащимися, школьными и государственными музеями;
·         проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
·         изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
·         осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
·         проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;
·         оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Из числа членов совета музея избираются  председатель и руководители секций музея (собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, секции фондов и секций переписки).
 

4.  Учет и хранение фондов

 
      4.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной подписью и печать директора школы.
       4.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты и фотокопии).
       4.3. Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного музея, учитываются в инвентарной книге местного музея соответствующего профиля.
       4.4. Материалы, представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение  в  соответствующий государственный музей, который взамен подлинника должен изготовить школьному музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность представленного материала. Акт передачи является положительной своеобразной оценкой деятельности школьного музея.
       4.5. В случае прекращения деятельности школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.
        4.6. Одновременно с занесением музейных предметов в книгу поступлений на них проставляются присвоенные им шифры и номера. Каждый школьный музей должен иметь свой шифр. Например, ШК-46 И/38,означает, что предмет находится в школьном музее школы №38.
        Существуют определенные правила нанесения шифра на музейные предметы:
·         на тканях номер пишется тушью на небольшом кусочке белой ткани и пришивается с изнаночной стороны,
·         деревянные предметы шифруются масляными красками, металлические- эмалевой, керамические- тушью ( на дне или снизу).
·         на фотографиях и листовках номер ставится на обратной стороне документа в нижней части слева карандашом,
·         к мелким предметам прикрепляются ярлычки с номером (на нитке),
·         мелкие предметы, монеты, ювелирные изделия, на которые нельзя прикрепить ярлык, вкладываются в пакеты, и надписывается номер.

5.  Руководство работой  музея

 
5.1. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея во главе с руководителем, ответственным за школьный музей.
5.2. Состав совета музея утверждается соответственным решением педагогического совета и директора школы.
Совет музея разрабатывает план работы, организует встречи учащихся с ветеранами войны, деятелями науки, культуры, искусства, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.
5.2. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель школы, ответственный за школьный музей, который назначен приказом директора школы.
 
6. Формы работы.
6.1.Поисково-собирательская работа
Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Отдельные задания могут исходить из местных гос. музеев. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение источников, написание краткой исторической справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.
Сбору подлежат вещественные, документальные, письменные и другие материалы.
К вещественным материалам относятся: орудия труда, инструменты, образцы сырья и готовой продукции предприятий сельского хозяйства, предметы быта местного населения - мебель, бытовая утварь, одежда, обувь, украшения и т.п. Подлинные вещи знатных людей, чья жизнь и деятельность связана с историей школы, местного края, реликвии, связанные с участием населения в ВОВ, обмундирование, награды, походное снаряжение, планшеты.
Документальные материалы: мандаты, удостоверения, пропуска, принадлежащие участникам событий, постановление собраний, обращения, заявления и т.д.
Фотографические материалы наиболее полно и наглядно отражают исторические события, эпизоды борьбы и труда народа, сюда же относятся портреты выдающихся людей страны, края, района и т.д., фотографии памятных мест родного края, памятников истории и культуры и т. д.
Печатные и письменные материалы: плакаты, афиши, листовки, газеты, боевые листки, письма, дневники, воспоминания.
При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы  в фонд музея попадали случайные вещи. Не всегда обязателен сбор только подлинных вещей. Не возможно поместить в экспозицию, например; станок или автомашину - в таких случаях уместно изготовить модель.
Научная работа предполагает изучение литературных источников, газет, журналов, а в некоторых случаях - архивных документов. При чтении источников составляются необходимые выписки и краткие исторические справки по теме.
Проводится научная работа по собранным в музее памятникам истории и культуры:
·         изучение и аннотирование документальных вещественных экспонатов, предметов изобразительного искусства, т.е. написание краткой письменной характеристики на экспонат: происхождение, принадлежность и связь экспоната с конкретными историческими событиями. Указываются библиографические источники и основные сведения о личности,
·         составление картотеки на основные экспонаты, разработка тематического плана, рассказывающего в лаконичной форме содержание создаваемой экспозиции музея. Тематический план одновременно является планом для продолжения поисковой (собирательской) работы.     
 
             6.2. Пропагандистская и учебно-воспитательная работа.
6.2.1. Созданная экспозиция школьного музея - центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм  массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками войны, деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением и связь с другими   школьными музеями. 
  6.2.2. Важное значение имеет подготовка экскурсоводов и лекторов. Для подготовки лекции или экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать его на проверку совету музея.
  6.2.3. Требования к проведению экскурсий:
·         соблюдение маршрута;
·         логическая последовательность в изложении материала, логические переходы ("мостики") от раздела к разделу;
·         сочетание выразительного интересного рассказа с показом
·         ведущих  экспонатов
·         глубокое идейное содержание рассказа
·         выразительность эмоциональная окраска экскурсии
  6.2.4. Лекции сопровождаются показом наглядных материалов – фотографий документов и т.д. При проведении таких массовых мероприятий как тематические вечера, встречи, конференции рекомендуется составление сценария. Сценарии, тексты экскурсий, тезисы лекции хранятся в архиве музея.
   6.3. Учет проделанной работы ведется в специальных журналах.
                      
  

7. Паспортизация школьного музея

 
 7.1. Школьный музеи, созданные с учетом требований Положения о школьном музее, проходят паспортизацию.
7.2. Проводит  паспортизацию городская комиссия, в состав которых входят представители  органов управления и культуры, историко-художественного музея и центра детско-юношеского туризма.
7.3. Задачей комиссии является – оказание методической и практической помощи школьному музею, его экспозициям..
 7.4. Комиссия по паспортизации анализирует работу музея, обращая внимание на идейную, научную, художественную стороны экспозиции, наличие подлинных материалов, приобретенных в процессе поиска, учет, хранение и  изучение материалов для использования их в образовательном процессе и пропагандистской работе среди населения.
  7.5. Заключение городской комиссии рассматривает областная комиссия, которая принимает окончательное решение по присвоению звания "школьного музея" и выдает свидетельство (паспорт или другой документ) единого образца.
                 
 
                                                                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                       
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий