Школьный
историко – краеведческий музей является одной из форм дополнительного
образования
в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельную
деятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления
и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих
воспитательную и научно – познавательную ценность.
Музей
является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого
образовательного процесса.
Музейное пространство
создается для реализации музейно – образовательных и культурно – творческих
программ, экскурсионно – выставочной работы, апробирования музейно – педагогических технологий.
Программа
музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную
возможность
выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности
означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений,
успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
1. Цели и
задачи школьного музея
Школьный
историко – краеведческий музей призван способствовать формированию у
обучающихся чувства патриотизма, бережного отношения к истории, расширению
кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению
обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,
служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного образования.
2. Для
достижения цели ставятся следующие задачи:
·
привлечь
внимание учащихся к проблеме сохранения исторической памяти народа;
·
познакомить
учащихся с историей родного края и понимания особенностей его исторического и
духовного развития;
·
содействовать
в организации и проведении учебно – воспитательного процесса;
·
использовать
культурных и исторических ценностей для всестороннего развития учащихся;
·
развивать
познавательную активность учащихся через участие в поисковой, исследовательской
работе;
·
воспитать у
учащихся патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям,
культуре своего народа;
·
воспитать
чувство гражданского долга;
·
сформировать
представление об историческом времени и пространстве, об изменчивости и
преемственности системы социально – нравственных ценностей;
·
воспитать
бережное отношение к музейной культуры, обучение музейному языку, музейной
терминологии;
·
сформировать
уважительное отношение к памятникам прошлого.
3.
Совершенствование деятельности историко – краеведческого музея
По своему
профилю школьный музей МБОУ СОШ №8 является историко – краеведческим музеем. Он
осуществляет связь времен, дает нам уникальную возможность прочувствовать
события прошлого. Музей обладает
огромным
образовательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные
исторические документы.
Музей способствует
социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной
творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании
условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую
работу, связанную с историей обороны и защиты нашей страны в годы Великой
Отечественной войны. Большое значение играет апробирование на школьном и
городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным
этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний
среди учащихся школы.
Учащиеся
учатся азам исследовательской деятельности: выбирать и формулировать темы
исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и
критикой, составлением научно – справочного аппарата, формулирования гипотез,
предложением
идей, их
проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по
использованию достигнутых результатов.
Формируется
коммуникативная компетентность учащихся в ходе защиты своих проектов на
различных городских, областных, всероссийских конкурсах, формируются умения
публично выступать, выражать собственную точку зрения по проблеме, работать с
информационными технологиями. Как результат у учащихся формируется
аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться
в потоке информации, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и
частью.
Для создания
единого образовательного пространства школы
предусматривается
использование музея в урочной деятельности. Документальные материалы,
используемые на уроках, оживляют урок, наполняют его конкретным содержанием.
4. Функции
музея
Основными
функциями музея являются:
·
документирование
истории, культуры и природы родного края путем выявления, сбора, изучения и
хранения музейных предметов;
·
осуществление
музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и социализации
учащихся;
·
развитие
детского самоуправления.
5. Учет и
обеспечение сохранности фондов музея
Весь
собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.
Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе
работы над экспозицией (схемы,
диаграммы,
макеты, фотокопии, стенды). Подлинные памятники, находящиеся в ведении
школьного историко – краеведческого музея, подлежат включению в состав музейного
фонда, учитываются в инвентарной книге.
6. Механизм
реализации программы развития музея
Деятельность
музея основывается на принципах:
·
принцип
свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих
интересов и потенциальных возможностей;
·
принцип
партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы;
·
принцип
добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.
7. Оценка
эффективности реализации программы развития музея
В результате
осуществления программы развития музея ожидается:
·
обеспечение духовно
– д нравственного воспитания молодежи;
·
возрождение
истинных духовных ценностей российского народа;
·
сохранение и
развитие его славных боевых и трудовых традиций;
·
оптимизация
работы по военно – патриотическому воспитанию школьников в современных
условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий